Информационная страничка
ЭНЕГОУЧЕТ
   
 

Подпрограмма реформирования и модернизации
жилищно-коммунального комплекса РФ

Назад | Оглавление    

9. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Подпрограммы.

9.1. Оценка результатов реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Предполагается, что переход на полную оплату населением в 2003 году позволит, начиная с 2004 года, ежегодно экономить в бюджетах всех уровней порядка 50 млрд.руб. в ценах 2001 года (строка 1.6 Приложения 3) с учетом необходимого увеличения расходов бюджетных организаций на коммунальные услуги.

Прогнозируемое увеличение расходов по оплате коммунальных услуг организациями бюджетной сферы по сравнению с 2000 годом составит: в 2001 году -10,4 млрд. рублей, в 2002 году - 15,6 млрд. рублей и на последующие годы в пределах 20,6 млрд.рублей.

Экономия бюджетных средств складывается из разницы между уменьшением средств на дотации предприятиям жилищно-коммунального комплекса и на компенсацию льгот, предоставленных отдельным категориям граждан, с одной стороны, и увеличении расходов на жилищные субсидии гражданам, а также на обеспечение потребностей в коммунальных услугах организаций бюджетной сферы, с другой стороны. В 2002 году расчетная экономия может составить уже 31,7 млрд.руб., а начиная с 2004 года - более 49 млрд.руб. (Приложение 3, строка 1.6).

Таким образом, в течение 2002-2010 гг. в бюджетной системе Российской Федерации может быть высвобождено до 423 млрд.руб. (в ценах 2001 года), что эквивалентно 4/5 расчетной потребности в расходах на модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

Основой для оценки эффективности реализации экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства будет служить система количественных показателей, характеризующих общие параметры функционирования основных участников экономических отношений в секторе - бюджетов всех уровней, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и населения. Такая система показателей охарактеризована ниже.

9.1.1. Показатели, оценивающие результаты реформы для бюджета.

9.1.1.1. Уровень бюджетных расходов на дотации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время за счет средств консолидированного бюджета финансируется 41 процент годовой потребности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в средствах (123,1 млрд. рублей в 2000 г.). С учетом предусмотренных темпов перехода на полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-коммунального хозяйства этот показатель уже в 2003 году должен уменьшиться до 0 с учетом обеспечения направления бюджетных средств непосредственно гражданам через единую жилищно-коммунальную субсидию.

9.1.1.2. Уровень бюджетных расходов на выплату адресных субсидий малообеспеченным семьям. Этот показатель является функцией двух составляющих:

В ходе реализации реформы уровень бюджетных расходов на выплату единой жилищно-коммунальной субсидии будет зафиксирован на сегодняшнем уровне и сохранен стабильньм в течение ряда лет. С учетом сохранения существующего уровня максимально допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи (22 процентов) число семей, потенциально имеющих право на получение субсидий - 22,5 процентов от их общего количества. Единая жилищно-коммунальная субсидия будет:

1) адресной;

2) иметь строго целевое предназначение (ее нельзя будет использовать на иные цели, кроме оплаты жилья и коммунальных услуг);

3) носить срочный характер;

4) обеспечивать прозрачность направления и расходования бюджетных средств.

9.1.2. Показатели, оценивающие результаты реформы для предприятий жилищно-коммунального хозяйства

9.1.2.1. Уровень текущего финансирования - показатель, характеризующий степень финансирования экономически обоснованной потребности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в средствах. В 2000 году дефицит средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства, не покрытый источниками финансирования. составил 59,1 млрд. рублей (20 процентов). В ходе реализации реформы дефицит средств должен уменьшиться до 0.

9.1.2.2. Соотношение дотационного финансирования и платежей получателей услуг. В 2000 году годовая потребность жилищно-коммунального хозяйства в финансировании составила 300,7 млрд. рублей и была покрыта лишь на 80%: платежами населения было покрыто 118,5 млрд. рублей (39 процентов), средствами консолидированного бюджета - 123,1 млрд. рублей (41 процент). Кроме того, около 20 млрд. рублей было фактически профинансировано за счет перекрестного субсидирования тарифов.

В ходе реализации реформы доля дотационного финансирования и дефицит средств должны уменьшиться до 0, а доля номинальных платежей населения увеличиться до 100 процентов, при этом основная нагрузка ляжет на бюджет семьи с высокими доходами (которые не будут получать дотаций и платежи которых принесут сектору дополнительно более 40 млрд. рублей в год) и средними доходами (уровень субсидирования которых будет ограничен максимально допустимой долей собственных расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи).

9.1.2.3. Соблюдение необходимого уровня финансирования инвестиционных потребностей жилищно-коммунальных предприятий будет определяться, в основном, притоком частного капитала в коммунальную сферу.

9.1.2.4. Уровень повышения внутренней эффективности (снижение удельных издержек на производство коммунальных услуг) будет определяться изменением уровня энергоемкости и ресурсоемкости производства основных услуг.

9.1.3. Показатели, оценивающие результаты реформы для населения.

9.1.3.1. Уровень собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в СОВОКУПНОМ семейном доходе. Этот показатель будет использоваться в качестве основы для расчета жилищных субсидий по одному основанию - в зависимости от величины совокупного дохода семьи (с отменой второго основания по оплате частью населения жилищно-коммунальных услуг в размере 0,5 установленного минимального размера оплаты труда).

Для снижения нагрузки на низкодоходные группы населения в рамках экономической модели реформы предлагается установление предельной доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на уровне 22 процентов. Несубсидируемые семьи (в основном, с высокими доходами, которые в состоянии самостоятельно оплатить жилищно-коммунальные услуги), напротив, перестанут дотироваться. Такой принцип является значительно более справедливым.

9.1.3.2. Число семей (доля семей в процентах), претендующих на получение субсидий по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.

При фиксации максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на уровне 22 процентов доля семей, потенциально имеющих право на получение субсидий1 составит 22,5 процентов от их общего количества.

9.1.3.3. Гарантированная доступность субсидий будет характеризоваться уровнем развития системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые перечисляются все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг. Система открытия таких счетов с использованием услуг кредитных организаций должна быть создана во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На первом этапе реализации в ряде субъектов Российской Федерации будет проведен эксперимент по отработке механизмов введения персонифицированных социальных счетов граждан.

9.1.3.4. Уровень перехода на договорные отношения в секторе будет характеризовать возможность граждан непосредственно влиять на количество и качество предоставляемых услуг, включая предъявление коммунальным предприятиям санкций за несоблюдение объемов и стандартов качества оказываемых услуг. В ходе реформ уровень перехода на договорные отношения должен достигнуть не менее 95 процентов в целом по Российской Федерации.

9.2. Ожидаемая эффективность реализации экономической модели реформ

Основными социально-экономическими последствиями реализации экономической модели реформ для основных участников экономических отношений в секторе будет повышение экономической эффективности жилищно-коммунального хозяйства, надежности и качества предоставляемых услуг, стабилизация их стоимости, обеспечение условий для модернизации и устойчивого развития сектора. Эффектом реализации экономической модели будет:

1) для населения:
  • создание современного и эффективного коммунального хозяйства, повышение качества жилищно-коммунальных услуг и стабилизация их стоимости, создание возможности влиять на стоимость, количество и качество оказываемых услуг и прогнозировать собственные расходы на жилищно-коммунальные услуги;
  • гарантии адресной финансовой поддержки малоимущих слоев населения в части расходов на коммунальные услуги в результате окончательного перехода к системе адресного субсидирования малообеспеченных граждан и создания системы персонифицированных социальных счетов;
  • стабилизация величины собственных расходов субсидируемых групп населения на оплату жилищно-коммунального хозяйства;
  • создание стимулов для рационализации потребления жилищно-коммунальных услуг и их экономии;
2) для бюджета:
  • обеспечение стопроцентной адресности финансовой поддержки населения за счет перехода от системы дотирования предприятий к непосредственному субсидированию населения;
  • оптимизация объемов необходимой финансовой поддержки;
  • формирование прозрачной системы финансовых потоков в сфере субсидирования граждан в жилищно-коммунальном секторе;
3) для коммунальных предприятий:
  • ликвидация дефицита финансовых ресурсов;
  • снижение уровня неплатежей в жилищно-коммунальном секторе;
  • привлечение инвестиций для финансирования мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
  • повышение внутренней эффективности сектора, снижение производственных издержек в результате ликвидации системы дотирования сектора, перехода к договорным формам отношений, развития конкуренции и разделения функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию в муниципальном секторе;
4) для промышленных предприятий:
  • ликвидация системы перекрестного субсидирования и повышение конкурентоспособности продукции.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Подпрограммы будет производиться на основе системы индикаторов, которая обеспечит основу для организации мониторинга и оценки ее реализации (сквозная оценка изменений от года к году), необходимость уточнения или корректировки поставленных задач и намеченных мероприятий.

Оценку реализации Подпрограммы предлагается производить в регионах ежегодно с представлением информации о результатах Государственному заказчику до 1 марта года, следующего за отчетным.

Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов целесообразно возложить на подразделения администраций субъектов Российской Федерации, занимающиеся вопросами организации жилищно-коммунального хозяйства.

Индикаторы реализации основных мероприятий Подпрограммы по способу их выражения представляют собой не только количественные показатели, приведенные в разделе 9.1., но и качественные характеристики и описания проводимых мероприятий.

Государственным заказчиком в регионы будет направлена электронная версия системы индикаторов с методикой расчета. Результаты обобщения будут представляться Межведомственной комиссией по вопросам реализации Федеральной целевой программы "Жилище", Правительству Российской Федерации, администрациям субъектов Российской Федерации. Примерная система индикаторов приведена в Приложении № 6.

Реализация Подпрограммы потребует системного подхода к решению задач, вытекающих из поставленной цели, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде реализации.

Успешная реализация Подпрограммы позволит:
  • улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
  • повысить эффективность работы жилищно-коммунальных предприятий и снизить затраты на производство жилищно-коммунальных услуг;
  • ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе и довести уровень износа до 30%;
  • сократить нерациональное использование ресурсов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства не менее, чем на 20%;
  • повысить хозяйственную самостоятельность предприятий и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
  • обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и усиление защиты интересов потребителей;
  • создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование ресурсов предприятиями и сокращение избыточного потребления коммунальных услуг при гарантированной бесперебойности их предоставления, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей.


Назад | Оглавление    


  вверх
В начало   банер   Измерение.RU

E-mail: eu@sama.ru © 2002
 
Hosted by uCoz